Петр Лесинский 5+ лет опыта в iGaming на стороне продукта — онлайн-казино. Прошел путь от сотрудника службы поддержки до главы отдела retention.
20 октября 2025 года Кипр одобрил новый законопроект «О криминализации нарушения ограничительных мер союза» — теперь любая сделка с подсанкционными лицами и компаниями влечет за собой уголовное преследование. Закон касается всех организаций и частных лиц, зарегистрированных на Кипре. Если они каким-либо образом взаимодействуют с людьми или организациями, находящимися под санкциями — например, продают им товары, покупают что-то, оказывают услуги или хранят деньги в «запрещенных» банках — за такие действия можно получить крупные штрафы или даже тюремный срок.
Что стоит за этим решением, кто рискует попасть «под статью» и как бизнесу выстроить работу в новых условиях — рассказывает Арам Татоян, к.ю.н., партнер команды Reasons, юрист в сфере IP, IT и Data Privacy.
Примечание: закон охватывает все санкционные юрисдикции, включая Россию, Беларусь и Иран. Он вводит уголовную ответственность за любые действия с подсанкционными лицами или товарами двойного назначения.
Для обычных граждан почти ничего не поменялось, а вот для бизнеса и международных специалистов правила игры стали строже.
В апреле 2024 года Совет ЕС принял решение: все страны союза должны ввести у себя уголовную ответственность за обход санкций. Сделать это нужно было до 20 мая 2025 года. Однако к этому сроку успели лишь семь стран — Эстония, Латвия, Литва, Люксембург, Словакия, Финляндия и Швеция. Остальные 18 государств затянули с выполнением, и Брюсселю пришлось на них давить. В итоге Кипр, с задержкой почти на полгода, но все-таки принял нужный закон.
Теперь гражданам и резидентам республики строго запрещено сотрудничать с компаниями и лицами, которые находятся под санкциями. Закон распространяется на:
Помимо прямых нарушений, вроде денежных переводов, в «зону риска» попадает любая связь с людьми или компаниями под санкциями:
Формулировки закона оставляют много пространства для трактовок, поэтому власти Кипра могут посчитать нарушением самые разные экономические связи. Даже аренда офиса у компании, скажем, с белорусскими корнями теоретически может попасть под это определение.
Самый простой и безопасный вариант для бизнеса на Кипре — полностью избегать любых контактов с компаниями и людьми под санкциями. Даже косвенные действия лучше ограничить.
Под уголовную ответственность не подпадает гуманитарная помощь — например, поставка лекарств, продовольствия или оказание медицинской поддержки.
К концу 2025 года начнет работать новый регулятор — NSIU (ЕМЕК). Он будет проверять компании, отслеживать транзакции и обмениваться данными с Евроюстом и Европолом. Даже несмотря на то, что подсанкционные банки фактически изолированы от внешнего мира, информация об их счетах все еще «просачивается» — ее могут передавать банки из стран СНГ и компании-партнеры. Также NSIU получит право:
Как именно закон будет работать, станет ясно только на практике. Но направление уже понятно — нарушать новые правила будет сложно и дорого.
Чтобы снизить риски, важно уже сейчас предпринять несколько превентивных мер:
Важно подчеркнуть, что простые сотрудники компании не несут личной уголовной ответственности за действия организации, если они не участвовали в принятии ключевых решений. Но есть нюанс: ответственность наступает, если человек намеренно скрывает информацию о нарушениях. И даже бездействие может повлечь уголовное наказание.
Кипр долго оставался удобной площадкой для iGaming-компаний, которые работают с СНГ-партнерами. Теперь же бизнесу придется перестраиваться под новые реалии.
После вступления закона в силу получить или сохранить лицензию станет сложнее. Нарушение санкций может привести к приостановке или аннулированию разрешения на работу, большим штрафам и потере доверия со стороны партнеров и клиентов.
Владельцам бизнеса лучше полностью прекратить связи с санкционной страной или перестроить структуру компании. Также важно проверить своих партнеров и контрагентов на предмет связей с санкционными структурами. В противном случае — штрафы и лишение лицензии.
Аффилиаты и партнерские сети, которые направляют трафик из стран под санкциями, также нарушают закон. Если проверяющий орган это выяснит, все может закончится судебными разбирательствами, штрафами и уголовной ответственностью.
Закон не имеет обратной силы. Это значит, что старые сделки под него не подпадают. Но если вы продолжите использовать счет в подсанкционном банке после реформы — это уже будет нарушением.
Несмотря на жесткость закона, у компаний и физических лиц остаются стандартные способы защиты: адвокат и возможность обжаловать решение NSIU в административном порядке. Но стоит понимать: при наличии веских доказательств, подтверждающих, что вы нарушили закон, шансы на успешное оспаривание невелики.
Новый законопроект делает жизнь iGaming-компаний на Кипре сложнее: растут требования к мониторингу, проверкам партнеров и соблюдению санкций. Сейчас компаниям нужно действовать осторожно, чтобы не потерять лицензии и не получить штрафы. Но реальное влияние закона станет понятно только по мере его применения на практике.
С другой стороны, есть надежда, что кипрские власти будут учитывать сложность каждой отдельной ситуации и проявлять лояльность к обычному бизнесу, не связанному с геополитикой.
Azino777, «ракетка Lucky Jet» и Папич в Дубае: самые яркие кейсы медийного и вирусного продвижения в гемблинге
Связка на тысячи FTD, лид по $1 и советы по безопасности: как построить прибыльную экосистему в Telegram
Секрет стабильности в Google Ads: кейс Banana Traff и COLIBRIX PARTNERS
Как слоты доходят до игроков: гайд по моделям дистрибуции
SEO-аудит: как удерживать iGaming-сайт в топе поисковиков