Дарья Соломенникова Автор и контент-менеджер в IT. Пишу о людях и трендах, которые двигают iGaming-индустрию вперед.
Стефан Мандель (Stefan Mandel) выигрывал главный приз в лотереях 14 раз. Но везение тут не при чем — румынский бухгалтер изобрел систему, которая помогала ему буквально «взламывать» лотерею, а тысячи инвесторов поспособствовали построению бизнеса на его методе.
В новом материале G GATE MEDIA рассказываем историю человека, который вынудил сразу несколько стран изменить правила игры.
В 60-х годах прошлого века Стефан Мандель был обычным бухгалтером из социалистической Румынии. На свою зарплату около 80$ он едва сводил концы с концами. Мандель обожал математику и посвящал ей все свободное время, но реализовать себя как ученый в те годы в республике было почти невозможно. В условиях, когда нужда толкала многих в криминал, он увидел другой способ быстрого обогащения — лотереи.
Сам Мандель называл себя «философом-математиком». Он анализировал теоретические труды по вероятности, включая исследования 13-го века математика Леонардо Фибоначчи. Годы спустя он разработал свой алгоритм выбора чисел, основанный на методе, который сам назвал «комбинаторной конденсацией».
Если игрок выбирал 6 чисел в лотерее с 49 шарами, его шанс выиграть джекпот составлял 1 к 13 983 816. Если же он выбирал 15 чисел (что требовало покупки 5 005 билетов), его шансы увеличивались до 1 к 2 794.
Мандель утверждал, что его алгоритм позволял сократить эти 5 005 комбинаций всего до 569. Если 6 выигрышных чисел попадали в выбранную им группу из 15, он гарантировал себе как минимум приз второй категории, не принимая в расчет многочисленные мелкие выигрыши. При этом имел шансы сорвать главный джекпот — 1 к 10.Для первых экспериментов Мандель объединился с четырьмя друзьями, каждый из которых покупал по 228 билетов на каждый тираж. В конце концов удача улыбнулась ему — Манделю и его группе удалось сорвать главный приз в размере 72 783 леев (около $2000 по тем временам или примерно $16 800 с учетом инфляции). Это было эквивалентно его зарплате за 18 лет.
«Я математик выходного дня, бухгалтер без особого образования», — позже сказал Мандель румынскому журналу. — «Но правильно примененная математика может гарантировать состояние».
С учетом всех расходов у него осталось достаточно денег, чтобы подкупить румынских чиновников и покинуть страну. Так началась новая глава в его жизни — и погоня за более крупными выигрышами.
В 1980-х годах Мандель обосновался в Австралии, где вывел свой метод на новый уровень. Распространение компьютеров и автоматизация позволили ему больше не полагаться на ручные вычисления, когда одна ошибка могла перечеркнуть месяцы работы. Теперь Мандель писал программы, которые генерировали все возможные выигрышные комбинации, автоматически заполняли билеты и готовили их к печати.
Для покрытия расходов он прибегал к инвестиционным средствам. За несколько лет Стефану удалось привлечь сотни желающих для участия в лотерейном синдикате — так у него получилось оплатить тысячи билетов, каждый из которых мог быть потенциально выигрышным. Законы того времени не криминализировали подобные схемы, что позволило математику выиграть 12 лотерей в Австралии в конце 1980-х, включая джекпот в $1,1 млн в 1986 году.
Обновленный «Метод Манделя» состоял из 6 шагов:
Мандель гордился тем, что его система оказалась успешной. Но вскоре его деятельность привлекла внимание австралийских властей, которые поспешно изменили законодательство, ограничив продажу лотерейных билетов в одни руки.
Ужесточение законов подтолкнуло математика к поиску возможностей для реализации своего метода в другой юрисдикции. Он сосредоточил свои усилия на лотереях США, законы которых по-прежнему делали синдикатную игру легальной.
Изучив американский рынок, Мандель напечатал билеты для шести американских лотерей, включая Массачусетс (джекпот $37 млн при 9 млн комбинаций), Аризону ($11 млн при 5,1 млн комбинаций) и Вирджинию.
Для Стефана лотерея Вирджинии имела сразу несколько преимуществ. Она была сравнительно новой и позволяла покупателям приобретать билеты в неограниченном количестве. Но самое главное — диапазон чисел в ней был от 1 до 44 (в других штатах он доходил до 54). Это означало, что при выборе 6 чисел существовало «всего лишь» 7 059 052 возможные комбинации, тогда как в других лотереях их было от 25 миллионов и более.
Мандель создал новый синдикат — сложнее, чем его предыдущие схемы, но главное — по-прежнему абсолютно легальный. Он открыл агентство при крупной страховой компании и через подставную корпорацию Pacific Financial Resources учредил траст под названием International Lotto Fund (ILF). С его помощью Мандель убедил 2 560 человек оформить полис накопительного страхования жизни сроком на 10 лет с ежегодным взносом $4000. Эти средства он на законных основаниях использовал для покупки долей в лотерейном проекте от имени каждого инвестора.
Бывший скромный бухгалетр установил 30 компьютеров и 12 принтеров на складе в Мельбурне и нанял 16 сотрудников на полный рабочий день — они в течение трех месяцев печатали миллионы билетов, заранее заполненных всеми возможными комбинациями. После этого около одной тонны бумаги было отправлено в США назначенному координатору. Стоимость доставки составила примерно $60 000.
Доверенным лицам в США оставалось только подождать подходящего момента, когда джекпот станет достаточно крупным, чтобы покрыть все операционные расходы. Приз лотереи обычно начинается с нескольких миллионов долларов и увеличивается каждый раз, когда розыгрыш проходит без победителя. Манделю нужно было выбрать подходящий момент и надеяться, что не будет нескольких победителей, которые могли бы разделить приз и сократить прибыль.
12 февраля 1992 года джекпот Виргинской лотереи достиг $15,5 млн — это был сигнал к действию. Реализация схемы в Вирджинии была крайне запутанной и сложной: в течение трех дней 35 курьеров развозили около 1,4 млн билетов по заправкам и супермаркетам.
«Мы думали, что они сумасшедшие», — прокомментировал Рик Миллер (Rick Miller), владелец одной из местных заправок. — «Но если кто-то приходит и говорит, что хочет купить 700 000 лотерейных билетов, мы не станем его прогонять».
Розыгрыш проходил в прямом эфире 15 февраля в 23:20. Позже главный помощник Манделя Анитале Алекс вспоминал:
«Когда всплыл билет на $27 млн, все будто взлетели на два метра над землей. Это было самое невероятное чувство в мире».
Мандель разослал короткое сообщение своим 2 524 инвесторам:
«Одна из наших лотерей достигла требуемого уровня джекпота. Мы вошли и выиграли».
Джекпот в $27 036 142 (а также около $900 000 дополнительных призов) должен был выплачиваться 20 ежегодными платежами по $1,03 млн. Однако руководство Виргинской лотереи попыталось оспорить выигрыш. Сразу 14 международных ведомств, включая ЦРУ, ФБР, Налоговую службу США (IRS), Национальное управление по борьбе с преступностью и Австралийскую комиссию по ценным бумагам, провели расследование Манделя и его организаций, но никаких нарушений не обнаружили. Так Стефан оказался 14-кратным победителем в лотерею благодаря своему методу.
Каждый вложившийся в лотерею через страховой полис Манделя получил выплату около $1400. Сам математик выплатил себе разовый «консультационный гонорар» в размере $1,7 млн, а также отказался от ежегодных выплат на 20 лет и продал право на них американской страховой компании, получив всю сумму сразу — примерно $14 млн. После операционных расходов ($5,5 млн на покупку билетов и около $500 000 других затрат) у него осталась весьма внушительная сумма.
Всего через пару лет, в 1995 году, Мандель обанкротился после серии неудачных инвестиций. В течение следующих 10 лет он запускал различные инвестиционные схемы. Одна из них едва не привела к 10-месячному тюремному сроку в Израиле за нарушение прав инвесторов, но позже приговор был отменен.
Сегодня Мандель живет в доме на берегу моря на удаленном тропическом острове Вануату, у побережья Австралии. Он ведет спокойную жизнь, говорит, что «ушел на пенсию» и больше не имеет отношения к лотереям. Но его наследие также живет в законодательстве: сегодня все 44 штата США, где проводят лотереи, ввели ограничения, которые делают повторение стратегии Манделя невозможным. Это закрепило за ним статус легендарной фигуры в мире лотерей.
Создание приватного PWA-сервиса от Spendy — оптимальное решение для вашей инфраструктуры
Как провайдеру выделиться в потоке слот-игр: исследование рынка и интервью с экспертами
Мировая гемблинг-знаменитость: кейс Эдина Росса
Pay2.House – обзор платежной системы для залива трафика
Летопись и будущее Vision.Browser: технологии, маркетинг, конкуренция